Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 03:09

Сайт учителей начальной школы города Ясиноватая

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родителям и детям

Главная » 2010 » Декабрь » 17 » Формы работы с родителями.
17:32
Формы работы с родителями.
Пiдготувала: Вишневська I.Л., вчитель початкових класiв ЗОШ №4
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Спон-
танные и плохо организованные родительские собрания и встречи с семьями
учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства и какое опасение может вызвать у ребёнка начало учёбы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Ни для кого не секрет, что выражение « трудный ребёнок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребёнка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме « семья-школа». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.
1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой справиться не в состоянии. К психолого-педагогическому просвещению необходимо привлекать специалистов различных направлений : врачей, юристов, психологов, представителей различных организаций, социальных педагогов, учителей предметников.
Следует отметить, что психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение вызывало интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.
Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей младших школьников:
--Физиологические особенности мл. школьников.
-- Психология мл. школьников.
-- Основы построения общения с мл. школьником.
-- Особенности адаптации ребёнка в школе.
-- Значение режима дня в жизни школьника.
-- Игра и игрушка в жизни мл. школьника.
-- Как научить ребёнка учиться?
-- Что делать, если ребёнок говорит « Не хочу!»
-- Как бороться с ленью?
-- Средства массовой информации в жизни ребёнка и его семьи.
-- Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности.
-- Книга в жизни семьи и ребёнка.
-- Взаимоотношения взрослых в семье – пример для подражания для маленьких.
-- Праздники в доме. Каким им быть?
-- Радости и горести материнства и отцовства.
-- Что надо знать о половом созревании детей.
-- Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей?
-- Компьютер – друг или враг моему ребёнку?
-- Взаимоотношения родителей с младшими и старшими детьми в семье.
-- Как воспитать в ребёнке ответственность за свои слова и поступки?
-- Дружба в жизни старших и младших членов семьи.
-- Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.
-- Права и обязанности ребёнка в семье.
-- Здоровье ребёнка – основа успешности в учении.
-- Спортивные традиции нашей семьи.
-- Если ребёнок одинок…
-- Связь поколений и её значение в воспитании детей.
-- Школьный учебник. Как с ним работать дома?
-- Как научить ребёнка выполнять домашнее задание самостоятельно?
-- Если ребёнок успевает слабо…
-- Конфликты в семье и искусство их преодоления.
-- Страхи ребёнка. Что за этим стоит?
2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему так происходит? Кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе « семья – школа» приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними. Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно -- воспитательному пространству учебного заведения. Какие аспекты работы с родителями должны быть включены в эту стратегию и насколько серьёзно они должны контролироваться со стороны администрации школы?
Уже в начальной школе классный руководитель должен в первую очередь знакомить родителей класса с традициями школы, её историей , достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию. Такая встреча поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.
Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом школы, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.
Педагог должен познакомить родителей с приёмами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками, по которым учатся малыши, и их структурой.
3.Диагностика.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Речь идет не о психологической диагностике в чистом виде, а о психолого – педагогической диагностике, которая должна носить индивидуальный характер и быть оперативной.
Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной, итоговой.
Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Занимаясь психолого—педагогической диагностикой, кл.руководитель должен задавать себе следующие вопросы: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
Предварительная диагностика необходима кл.руководителю при подготовке: --родительских собраний; -- тематических и индивидуальных консультаций; -- внеклассных мероприятий; --- организации поездок и экскурсий; -- при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся; -- при анализе работы с классом.
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года: по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это даст возможность дальнейшего совершенствования работы с семьёй и учащимися.
4. Коррекционная работа.
Очень значимым направлением деятельности кл.руководителя является коррекционная работа.
Диагностическая работа в отрыве от коррекционной работы не только не имеет смысла, но просто является вредной и может искалечить души детей и взрослых, привести к агрессии и конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого—педагогической помощи и поддержки в решении следующих проблемных ситуаций семейного воспитания:
-- нестабильность положения ребёнка в семье;
-- потеря родителей или близких людей;
-- развод родителей.
Чтобы коррекционная работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. А это возможно лишь в том случае, если кл.руководитель будет серьёзно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблем, существующих в обществе, и прогнозированию в воспитании собственных детей.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно следующими:
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем вопросам.
5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
6. То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
8. Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
9. Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
11. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы и групповые.
К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.
Примерное планирование групповой работы с семьёй учащихся
младших классов в течение учебного года.
Сентябрь.
-- Родительское собрание совместно с учащимися « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
-- Встреча администрации учебного заведения с родительскими комитетами младших классов. Анализ работы школы за прошедший учебный год и планирование деятельности на предстоящий.
Октябрь.
-- Мои родительские университеты. ЗАНЯТИЕ 1. Как сохранить здоровье ребенка?
-- Вечер вопросов и ответов для родителей первоклассников « Есть проблема – есть решение».
Ноябрь
-- Родительское собрание « Анализ результатов I четверти».
--Конференция родителей начальной школы « Традиции семьи и их значение в воспитании». Обмен опытом воспитания детей в семье.
Декабрь
-- Мои родительские университеты. ЗАНЯТИЕ 2.Правовые знания и их значение в жизни семьи.
-- Совместное празднование Нового года родителями и детьми « Маленькие и большие радости празднуем вместе»
Январь
-- Заседание попечительского совета учебного заведения. Отчёты родительских комитетов школы о проделанной работе за первое полугодие.
-- Заседание дискуссионного клуба «Эврика».
-- Встреча с психологом и социальным педагогом школы.
Февраль
-- Праздничное подведение итогов конкурса « Папа, мама, я—счастливая семья»
-- Родительское собрание по параллелям по теме «Мой вопрос школьному учебнику».
Март
-- Мои родительские университеты. ЗАНЯТИЕ 3. Как научить ребёнка быть нравственным.
-- Родительское собрание « Азбука нравственности»
Апрель
-- Неделя совместного творческого общения детей и родителей класса « «Радость творим вместе».
-- Круглый стол « Поговорим? Поговорим!» совместно с администрацией школы ( по классам).

Май
-- Общешкольное родительское собрание родителей учащихся младших классов.
-- Итоговая отчётная конференция родительских комитетов школы.
-- Итоговое родительское собрание «Стали мы на год взрослей»
Июнь
-- Участие родителей в ремонте школьного здания и подготовке школы к новому учебному году.
-- Участие инициативной группы родителей в походах и поездках с учащимися класса.
Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
Тематические родительские собрания – это собрания, посвящённые актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания – это собрания, задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
Важной формой групповой работы с родителями является конференция.
Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определённой проблеме.
Интересной формой работы с родителями являются родительские клубы. Родительские клубы – это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.
Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребёнком, конфликтная ситуация, инициатива ребёнка, связанная с семейной ситуацией.
Посещение ребёнка на дому – это крайняя мера. Такой приём возможен только в том случае, если он связан с определёнными обстоятельствами в жизни ученика.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности. Это – незыблемое правило работы с семьёй, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.

Просмотров: 2957 | Добавил: Витка | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Архив записей

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz