Урок русского языка. Тема урока: Три склонения имени существительного. Задачи урока: Образовательные: познакомить учащихся с тремя типами склонения существительных; обучать определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; определить место типов склонения имён существительных в грамматических категориях части речи. Коррекционно-развивающие: развивать внимание и память при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебником, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности. Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родному языку; воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремлённость. Оборудование: электронная презентация. План урока 1 Организационный момент. 2 Актуализация опорных знаний.Тест «Имя существительное». 3 Минутка каллиграфии. 4 Словарная работа. 5 Разбор предложения по членам предложения и частям речи. 6 Работа в парах. 7 Изучение новых знаний. Работа с учебником. 8 Физкультминутка. 9 Закрепление изученных знаний. Работа в группах. 10 Итог урока. 11 Домашнее задание. Ход урока 1 Оргмомент. Подравняйтесь. Поприветствуйте гостей. Садитесь. У нас урок русского языка.(слайд 1) Проверим свою готовность к уроку( слайд2). -Сегодня мы отправляемся в путешествие по океану знаний( слайд 3).Путешествовать будем на большом красивом парусном корабле(слайд4), а как он называется вы узнаете ,если разгадаете ребус(слайд5) -Цель нашего путешествия вот этот остров(слайд6),на котором живут имена существительные. Просмотр в/ф «Чунга-Чанга». -Назовите имена существительные, которые вам встретились на острове. 2 Актуализация опорных знаний. А что вы знаете об и. с. Вы сейчас покажите, заполнив тест. Тест. 1 Имена существительные обозначают: К)признак предмета Л)действие М)предмет 2 Имена существительные отвечают на вопрос: М)что делает? Н)какой? Какое? О)кто? что? 3 Имена существительные бывают: К)м.р., ж.р.; Л)м.р., ж.р., с.р. М)ж.р., с.р. 4Имена существительные изменяются: О)по числам и падежам; Н)по родам; 5 Имена существительные в предложении: Г)сказуемое; Д)подлежащее и второстепенный член. 6 Сколько падежей в русском языке Ж) 7; З) 9; Е) 6. 7 Склонение-это: Х)словообразование; Ц)словоизменение. -Если вы правильно заполнили тест,то вы прочитаете слово ,которое вас похвалит за правильно выполненную работу. МОЛОДЕЦ. 3 Минутка каллиграфии. -Посмотрите на какую букву похож наш остров?(слайд7) В этой букве нет угла Оттого она кругла До того она кругла Покатиться бы могла. Дети прописывают в тетрадях букву О и её соединения. -Составьте предложение в котором каждое слово начинается с буквы О. -А теперь прочитайте предложение ,которое составила я. (слайд8)(Однажды около озера отец обнаружил одинокого оленя). -Чтение предложения орфоэпически и орфографически.Запись его в тетрадь. (Дать характеристику предложению и разобрать его по членам предложения и по частям речи.)Проверь себя (слайд9) На море-океане, на острове Буяне (слайд10) Стоит град велик, о себе знать велит. В граде том живёт властитель- Языка он повелитель. Много мы приложим сил,чтобы в город он пустил. Чтоб до города доплыть- Очень умным надо быть. Одолеем все преграды и заслужим мы награду. -Много подводных камней и разных течений нам нужно преодолеть, чтобы попасть в город. Работайте дружно и старательно. 4 Работа в парах. Задание 1.(слайд 11)Вставить пропущенные слова в поговорки ,объясните смысл поговорок. Когда так говорят? -Соедини вставленные слова с их грамматическими признаками (слайд12) +щелчок проверка. Задание 2. (слайд13) Читаем хором вслух. 20 секунд на запоминание. Отвечаем не словами ,а цифрами под которыми записаны слова. - Под каким номером стоит слово ,которое относится к мужскому роду? -Под каким номером записано слово с большой буквы? -Под каким номером слово в котором букв больше звуков? -Укажите номер слова ,которое стоит во множественном числе. -А теперь подберите к этим сушествительным имена прилагательные ,произнесите их в том же порядке, что и имена существительные. Теперь сложите полученные номера, прбавьте ещё 2 бала за прилагательные и вы получите оценку за изученный материал. Ну что,получили люьимую оценку всех учеников? Молодцы. -А теперь, внимание, как бы мимо острова не проплыть.(слайд14) 5 Изучение новых знаний. Слушайте внимательно и вы узнаете тему урока. А вот и град на острове стоит. До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались, Но стоит за ними в ряд Повелителя отряд. Три защитника без сомнения , Называются -склонения. Защитить владыку рад- И проверить всех ребят. Отвечайте дружно-вот и всё что нужно. -Так как называются три защитника? Записываем тему урока в тетрадь: Три склонения существительных.Сегодня на уроке вы узнаете как ,по каким признакам существительные можно отнести к 3 склонениям ,будете учиться определять тип склонения существительных. 6 Работа с учебником.(слайд15).Работа в учебнике с таблицей склонений. -Посмотрите на таблицу, пронаблюдайте и определите какие существительные при изменении по падежам имеют одинаковые окончания? -К какому роду они относятся? -Какие окончания имеют при склонении по падежам? -Про такие существительные говорят ,что они относятся к 1 склонению. (Такая же работа проводится и с остальными существительными.) 7 Подведём итог(слайд 16,17,18.) 8 Физкультминутка.(слайд 19) 9 Работа в группах(слайд 20) 10 Совет Знайки.(слайд 21,22) Итак, ребята , Знайка вам напоминает ,что же нужно делать ,чтобы определить склонение существительных. 11 Задание 1 для групп(слайд23)Выбрать и.с. 1гр.-1скл., 2гр.-2скл., 3гр.-3скл. -Проверяем(слайд24) Задание 2 + щёлк –проверка.(слайд25) Прочитайте слова. Определите к какому склонению они относятся? Найдите среди них лишнее. ЩЁЛК-ПРОВЕРКА. -Что означают эти слова? Покажите мимикой и жестами. Задание 3.(слайд 26). Посмотрев на картину, вы должны за три минуты записать как можно больше существительных и определить их склонение. 12 Рефлексия(слайд 27). Ну ,что ж ,ребята, молодцы .Работали дружно. Материал урока усвоили. А путешествие наше подходит к концу .Понравилось ли оно вам ? Что нового узнали про имя существительное? Приведите примеры. 13 Домашнее задание. Выучить правило с. 109 , упр. 231.Творческое задание- подобрать 3 пословицы о дружбе. (слайд 28)Спасибо за урок. Молодцы.